Контроль хозяйственных операций на соответствие правилам ведения раздельного учета и правилам заполнения отчета об исполнении государственного контракта ГОЗ

Проблематика.


Субъекты малого предпринимательства вправе вести упрощенный бухгалтерский учет, в частности, вправе вести учет затрат на производство продукции (работ, услуг) по предприятию в целом. Такой способ, по сути, «обезличенный» или «котловой», закреплен в пункте 13 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (утверждены приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н). Участие организации в выполнении государственного оборонного заказа обязывает вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с «Правилами ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности», (Правила), утвержденными постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 47.

Согласно Правилам: Организация, выполняющая государственный оборонный заказ (головной исполнитель), а также организация, участвующая в поставках продукции по государственному оборонному заказу (исполнитель, участник кооперации) (далее - организация), осуществляют учет производственных и коммерческих затрат, обязательств (дебиторская и кредиторская задолженности), денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов и т.п. (далее - ресурсы) отдельно по каждому государственному контракту, контракту (далее - контракт). Каждая хозяйственная операция учитывается в составе ресурсов контракта. Для реализации данного требования необходимо внедрить метод раздельного учета хозяйственных операций: доходов, расходов, движения ресурсов в разрезе контрактов ГОЗ и видам продукции. Внедрение раздельного учета влечет за собой изменение положений учетной политики.

Ведение раздельного учета по контрактам обеспечивает получение достоверной информации о фактических расходах предприятия при выпуске продукции ГОЗ, необходимой для соблюдения интересов государственного заказчика и исполнителей ГОЗ при калькулировании цен на продукцию.

Результатом ведения раздельного учета является подготовка регламентированного отчета «Исполнение контрактов ГОЗ», который отражает состояние и состав полученных средств, а также ресурсов, задействованных организацией для исполнения контрактов ГОЗ. Обязанность сдавать отчет введена Приказом министра обороны № 554 от 08.10.2018. Формировать отчет «Исполнение контрактов ГОЗ» обязаны все исполнители (участники кооперации). Составляется он с момента возникновения обязательств между заказчиком и исполнителем до тех пор, пока стороны полностью не исполнят свои обязанности: заказчик оплатит контракт, а исполнитель выполнит работы или поставит товар (продукцию).

В отчете все хозяйственные операции группируются в соответствии с видом операции относительно текущего контракта (по источникам финансирования и используемым ресурсам):


  • операции в рамках контракта отражаются в отчете одновременно в графах 4 и 7 с использованием метода двойной записи. Сумма операции отражается по двум показателям отчета. Важным условием отражения хозяйственной операции в рамках контракта – использование уникальной аналитики (субконто счетов бухгалтерского учета), закрепленной за текущим контрактом ГОЗ, в дебете и кредите хозяйственной операции (Рисунок 1);


Рисунок 1. Отражение операции в рамках контракта методом двойной записи.

 


  • операции, связанные с привлечением ресурсов с других контрактов или использованием ресурсов на другие контракты, отражаются в отчете в графах 5 или 8. Метод двойной записи не применяется. Сумма операции отражается только по одному показателю отчета. Условие – использование уникальной аналитики (субконто счетов бухгалтерского учета), закрепленной за текущим контрактом ГОЗ, только в дебете или кредите хозяйственной операции и использование аналитики иного контракта в корреспондирующем счете (Рисунок 2);


Рисунок 2. Отражение операции использования ресурсов на другие контракты.



  • операции, связанные с привлечением ресурсов организации или использованием ресурсов на нужды организации, отражаются в отчете в графах 6 или 9. Метод двойной записи не применяется. Сумма операции отражается только по одному показателю отчета. Условие – использование уникальной аналитики (субконто счетов бухгалтерского учета), закрепленной за текущим контрактом ГОЗ, только в дебете или кредите хозяйственной операции и использование аналитики, не связанной с контрактами ГОЗ в корреспондирующем счете (Рисунок 3);


Рисунок 3. Отражение операции привлечения ресурсов организации.


Показатели отчета, не допустимых к заполнению в соответствии с правилами заполнения отчета, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 47, помечены символом «Х». (Рисунок 4). 


Рисунок 4. Показатели отчета, недопустимые к заполнению.


Т.к. заполнение показателей отчета и определение группировки зависит от выбора аналитики в дебете или кредите хозяйственной операции, можно сделать вывод:

Определение аналитики контракта в хозяйственной операции является важнейшим критерием в реализации раздельного учета по контрактам ГОЗ и заполнении отчета «Исполнение контрактов ГОЗ».

 

Решение.


В подсистеме «Раздельный учет ГОЗ» реализован механизм контроля хозяйственных операций на соответствие правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г № 47.

В справочнике контрактов ГОЗ контракт, имеющий некорректные операции, выделен красным цветом, в карточке контракта выдается предупреждение о некорректных операциях и операции, не соответствующие правилам, помечены красным цветом. Для проверки необходимо раскрыть проводки операции, аналитика контракта выделена жирным шрифтом. Данный механизм позволяет оперативно получать информацию о некорректной операции в части аналитического учета. Пользователь получает возможность проанализировать состав хозяйственной операции и исправить допущенные ошибки (Рисунок 5).


Рисунок 5. Пример работы механизма по контролю хозяйственных операции.

 

В данном примере, в документе поступления, указана номенклатурная группа затрат, не включенная в состав аналитики контракта. Такая хозяйственная операция недопустима, в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г № 47. С точки зрения отчета, данная операция должна быть отражена по стр. 1.4 «Задолженность перед поставщиками» в графе 8 «Использование ресурсов на другие контракты» или графе 9 «Использование ресурсов на нужды организации», но данный вид операции недопустим к заполнению в отчете (Рисунок 6).


Рисунок 6. Пример отнесения операции к показателям отчета, недопустимых к заполнению.


Таким образом механизмы по контролю хозяйственных операций, заложенные в основу подсистемы «Раздельный учет ГОЗ», решают следующие задачи:


  • контроль состава операций контракта;
  • локализация ошибок аналитического учета;
  • обеспечение автоматического заполнения и прохождения проверки контрольных соотношений в регламентированном отчете «Исполнение контрактов ГОЗ».